Слишком много информации!

Или как помочь себе и своему ребенку пользоваться информацией в современном мире?

 

 Объем информации, которую мы получаем сейчас в единицу времени, огромен. Он вырос в геометрической прогрессии за последние 5 лет, и продолжает расти. Я стала задумываться: что изменилось в мире каждого из нас, благодаря глобальным переменам? Тема волнует меня и как психолога, и как маму. И как человека, который любит учиться и не перестает удивляться новому!

Стали ли мы другими? Будут ли другими наши дети? Можем ли мы в этом многообразии больше познавать, применять знания на практике? 

 Интернет, телевидение и другие СМИ дают нам огромное количество разноплановой информации. Можно быстро найти практически любую книгу, учебное пособие. Можно выучить иностранный язык, пополнить свои знания и умения в любом деле. Практически все материалы есть в свободном доступе. Информация для нас разнообразна, подробна, структурирована, наглядна и доступна. 

 

Получается, что каждый из нас может добиться того уровня знаний, которого только пожелает? При том, что мы уже знаем гораздо больше, чем любой ученый прошлых столетий… 

У этого процесса, как и всегда, есть плюсы, и минусы. Все меняется так стремительно, и серьезные выводы делать пока рано. Поэтому я просто поделюсь своими мыслями. 

 

 

  • Когда огромный поток знаний находится в свободном доступе и постоянно пополняется, он перестает быть ценным. Особенно снижается ценность в глазах подрастающего поколения, которое не представляет себе жизни вне нового информационного пространства;
  • Большинство из нас испытывает трудности в самоорганизации. Обучиться самостоятельно для человека сложнее, чем идти по готовому образовательному пути. Программа обучения, оценка знаний – все это серьезно мотивирует и организует. Распределение времени, целеполагание, формирование мотивации на достижение результата – сложные навыки, которые мало кто владеет; 
  • Опасность заключается в том, что нам больше не требуется фантазия, мы не используем воображение в должном объеме. Все разобрано по полочкам, изучено, снято на электронный микроскоп. Для каждого научного явления, даже самого сложно, есть воспроизведенная модель, с анимацией, дающая о нем полное представление. 
  • В детстве мы играли в простые игрушки, то есть трогали, смотрели и слушали, придумывали. Одну и ту же основу каждый раскрашивал своими красками. Мы много общались с природой и себе подобными, редко смотрели телевизор. Читая книги мы воображали и достраивали образы, а мозг дольше сохранял и преобразовывал информацию. Она прочно встраивалась в наше представление об окружающем мире. 
  • Игры на планшетах, мультфильмы, интерактивные игрушки – все это сейчас представлено с самых первых месяцев жизни детей! Мультфильмы и фильмы настолько детальны и разнообразны, что достраивать и представлять не имеет смысла. 
  • Я думаю, что многие современные люди перегружены информацией. Мозг человека просто не успевает полностью переработать и усвоить так много в столь сжатые сроки. К сожалению, большее количество проходит фоном, а важные сведения теряются в потоке.
  • Для того, чтобы мы усвоили знания и могли ими ползоваться, после их получения необходимо время на отдых мозга, много времени. Когда мозг перерабатывает знания, расставляет их по местам, включает в прежний опыт человека. Это время монотонных занятий, ухода в себя, контакта с природой, сна, то есть сенсорного отдыха. В современной городской среде, как для взрослого, так и для ребенка, это труднодоступная роскошь. Фоновая информация постоянно поступает по всем каналам. Необходимо осознанно прерывать этот поток, менять среду, останавливать решение внутренних и внешних задач. 
  • Если смотреть правде в глаза, не так уж много людей хотят познавать и развиваться. И опять о детях) Дети и подростки падки на яркую, упрощенную информацию. Им интересно следить за взаимоотношениями мужчины и женщины, слушать музыку, смеяться над шутками, играть в компьютерные игры. Не думать! Море поверхностной, развлекательной информации предоставлено им в избытке; 
  • Человеку важно не количество информации, которое он воспринял, а то, как она усвоится, будет ли дальше работать в мозге. Важна способность выделять и обобщать, ассоциировать и создавать общую систему знаний, представлений о мире. Именно это формирует интеллект, повышает эрудицию, помогает стать образованной личностью. Но такой навык сформирован менее чем у половины всех учащихся. В основном мы воспринимаем фрагменты, и никак не связываем их. Обучаясь даже в вузе, мы вспоминаем на экзамене то, что забудем и никогда не сможем применить в жизни. 


    Очень важно ценить то, что у нас есть сейчас. Необходимо помогать нашим детям сделать правильный выбор. Важно учиться самоорганизации, планирования, последовательности, и помогать ребенку постигать эти навыки. Не забывать о простых видах деятельности: предметной, творческой, фантазийной)) Особенно важно, чтобы все эти стадии прошел ребенок, невзирая на обилие электронных игр и мультфильмов. Дозировать поток внешних стимулов. Например, устраивать дни тишины, самосозерцания.
    Лучше выбрать то, что мы хотели бы узнать более глубоко, и заниматься этим, чем иметь поверхностные знания обо всем на свете. 
Стараться понимать, для чего мы учимся, что нам действительно интересно. Использовать знания как целостную систему, а не перегружать себя бессмыслицей. А для ребенка важно создать условия, при которых он делает то, что любит. Помочь ему раскрыть свои способности, чтобы он познавал и использовал знания, делая это с удовольствием.
   Желаю вам не утонуть в море знаний, найти для себя самое важное и интересное, радоваться всему, что вы делаете!

 

Мария Компаниец - психолог центра "Вдохновение"

Позвоните нам!

8 (812) 904-00-76

8 (911) 127-63-48

Записаться на прием